Данное занятие направлено
на повторение таких понятий, как синонимы
и антонимы, на работу с именами
собственными и определение корня в
словах.
Наше занятие было
построено по сказке Виктора Кротова
"Червячок Игнатий. Сказка первая",
но задания могут выполняться и без того,
чтобы слушать аудио этой сказки.
ЗАДАНИЕ 1
ПОДБЕРИ СИНОНИМЫ К
СЛОВАМ:
Злой -
Друг -
Человек -
Сказка -
ПОДБЕРИ АНТОНИМЫ К
СЛОВАМ:
Злой -
Друг -
Человек -
Сказка -
ЗАДАНИЕ 2 НА ИМЕНА
СОБСТВЕННЫЕ
1. Вставь имена собственные:
Мальчик сказал, что его
зовут __________________ (Дрыбыдыбр, дрыбыдыбр).
Он познакомился с червячком по имени
____________________ (Игнатий, игнатий). А настоящее
имя мальчика было _________________ (игорь,
Игорь).
2. Выбери из списка имена
собственные и вставь их в текст:
Летом я гостил в деревне
______________ у бабушки ________________. Каждое утро
мы бегали на речку. С нами всегда был
щенок _________________. Мои друзья ______________ и
_______________ научили меня хорошо плавать.
Коля, Саша, Алтай, Холмы,
Вера.
3. Расставь имена в
алфавитном порядке:
Саша, Миша, Даша, Маша.
1) ____________________
2) ____________________
3) ____________________
4) ____________________
ЗАДАНИЕ 3 на корни и
однокоренные слова
1. Выдели корень или
корни (если их несколько) в следующих
словах:
Ольха
Пароход
Водогрязелечебница
Электросветоводолечение
ВЫВОД: В слове может
быть один корень, два, три и даже четыре
корня.
2. Выдели корень в
следующих словах. Что ты можешь про них
сказать?
Голубой, голубенький,
голубеть, голубизна, голубоватый.
Голубь, голубёнок,
голубиный, голубка, голубятня.
Обрати внимание, что
корни одинаковые по звучанию и написанию.
Но являются ли они одинаковыми по
значению или они разные?
3. Выдели корень. Обрати
внимание, что происходит с согласными
и гласными буквами в этих корнях.
Гусеница - гусеничка;
носить - нести;
мороз - подмораживать;
черешенка - черешня.
ВЫВОД: При образовании
однокоренных слов в корне слова может
происходить чередование согласных и
гласных. Также существуют беглые гласные.
4. Совокупность
однокоренных слов образует гнездо.
Например:
Ум, умишко, умница,
безумство, умный.
Составь гнездо для
слова "куб".
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Слова «бык» и «пчела»
— однокоренные.
Слова бык и пчела —
однокоренные. Дело в том, что в произведениях
древнерусской литературы слово пчела
писалось как «бъчела». Чередование
гласных ъ / ы объясняется происхождением
обоих звуков из одного индоевропейского
звука U. Если вспомнить диалектный глагол
бучать, имеющий значения «реветь, гудеть,
жужжать» и этимологически родственный
словам пчела, букашка и бык, то становится
ясным, каково же было общее значение
этих существительных — производящий
определённый звук.
ОТВЕТЫ:
1. Вроде простое задание,
но заставляет посидеть и подумать.
Ответы здесь могут быть разными, например, такими.
Синонимы
жестокий, приятель,
личность (особа), миф.
Антонимы
добрый, враг, животное,
быль.
2. 1) Здесь нужно выбрать
те существительные, что пишутся с большой
буквы, потому что являются именами
собственными.
2) Звучит задание просто,
но заставляет задуматься. Как все-таки
зовут бабушку - Вера или Саша? Но скорее
всего пожилую женщину зовут полным
именем, тогда Вера. А как может называться
деревня? Холмы и Алтай подходят, но
методом исключения (собаку скорее всего
зовут Алтай, а не Холмы), для деревни
остается название Холмы.
Ответ: Холмы, Вера,
Алтай, Коля, Саша.
3) Простое задание, но
здесь два имени на букву М. В таких
случаях надо смотреть на вторую букву имени - какая в алфавите встречается
раньше, то слово в алфавитном порядке
стоит раньше. Валентина серьезно
призадумалась тут.
Ответ: Даша, Маша, Миша,
Саша.
3.
1) Корни:
Ольх
Пар, ход
Вод, гряз, леч
Электр, свет, вод, леч
2) Везде корень - голуб,
но слова в двух разных
строках не однокоренные, так как значения
разные.
3) Корни:
Гусениц, гусенич
Нос, нес
Мороз, мораж,
черешен, черешн
4) Варианты ответа:
Куб, кубик, кубический,
спидкубинг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Благодарим вас за мнение, высказанное в доброжелательной форме.