пятница, 24 марта 2017 г.

ТЫ НЕ ОШИБСЯ - ТЫ НАУЧИЛСЯ


Валентина подошла ко мне в середине важного разговора, когда мы сидели с подругой на кухне и говорили про разное и жизненно важное. По лицу Валентины было видно, что она сильно расстроена и спешит поделиться со мной тем, что ее переполняет. Мы прервали с подругой разговор, чтобы выслушать Валентину.
- Мам, - сказала она, скривив рот, - я решила олимпиаду на 65 баллов из 100.
- О, мне жаль, - посочувствовала я и поторопилась поддержать. - 65 баллов из 100 это очень даже хорошо.

Я знала, что Валентина ждала эту математическую олимпиаду несколько дней, и могла представить, как такой результат мог ее расстроить.

- Валентина, а за какой класс ты ее решала? - спросила я, зная также, что Валентина редко когда решает олимпиаду только за свой класс. Она также обычно решает олимпиаду за следующий класс. Ей нравится смотреть, какие бывают задачи, и нравится пробовать свои силы в более старших классах.

- За четвертый класс, - сказала Валентина, хныкая. Ее ничуть не смутила мысль, что она, только-только начавшая второй класс, решила целых 6 задач из 10 за четвертый класс в олимпиаде.

Я понимала ее. Но разве ошибки не доказательство того, что ты пытался? Поэтому я призвала Валентину: прими как данность пройденную олимпиаду и настройся решать свою олимпиаду, за второй класс.

Так мы и решили поступить, ведь если и может быть что-то хуже нескольких ошибок в олимпиаде, то это вовсе за нее не браться из-за боязни оконфузиться снова.

На следующий день Валентина стала веселее: она написала олимпиаду за свой второй класс на 86 баллов из 100. Этот результат ее как будто устраивал. Но как позже оказалось, не до конца.

- Мам, - сказала она, когда я раскачивала ее на уличных качелях в тот же день. - Мам, ты только представь себе. У тебя есть 5 пар синих варежек и 3 пары красных варежек. Сколько в наихудшем случае тебе нужно вытащить, не глядя, варежек, чтобы среди них наверняка оказалась пара красных?

Слушая внимательно Валентину, я действительно нарисовала себе эту картину. У меня на столе лежало 5 пар синих варежек и 3 пары красных варежек. Затем я положила все варежки в случайном порядке в темный пакет и начала их оттуда вытаскивать по одной. Так как речь шла о наихудшем варианте, то я
в 1-ый раз вытащила синюю варежку
в 2-ой раз вытащила синюю варежку
...
в 10-ый раз вытащила синюю варежку (наконец-то 5 пар синих варежек закончилось!),
в 11-ый раз вытащила красную варежку,
в 12-ый раз вытащила красную варежку,
а две красные варежки - пара, а значит, достаточно вытащить 12 варежек, чтобы пара красных среди них оказалась наверняка.

- 12 варежек, - сказала я ей, отпустив качели. Валентина умеет качаться на качелях сама, но иногда ей нравится, когда ее качаю я.

- Плохо, - сказала Валентина, и это могло означать что угодно.

Я подумала, что она расстроена своим решением. Это я тоже могла понять: раньше сама Валентина объясняла мне подобные задачи про вытаскивание чего-либо в наихудшем или наилучшем вариантах, потому что она их схватывала быстрее меня. Но мало удивительного в том, что ребенок 8 лет тоже может допустить ошибку. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, верно?

Но Валентина все-таки удивила меня:
- Мам, плохо то, что и я написала в ответе "12".

Тогда мы переглянулись: весьма неожиданно, что мы обе думаем одинаково неправильно. Хотя и такое может быть, конечно. Тем мне олимпиадные задачки и нравятся: они могут менять твой привычный взгляд на вещи.

- А может, я путаю, - призналась спокойно Валентина и отвела взгляд с меня на деревья. Погода была просто потрясающая: тепло, клопы вылезли на солнышко греться, подснежники во всю цветут, зелень пробивается, снег весь исчез! На фоне этих реальных природных весенних метаморфоз вопрос о варежках, которые уже не актуальны, терял свою остроту и важность. Валентине явно было чем занять себя и свой ум здесь, на прогулке.

В тот день мы совсем забыли и про олимпиаду, и про красные варежки, которые лежат в случайном порядке вместе с синими в непрозрачном пакете. Однако на следующий день я вдруг вспомнила о них так ясно, словно мне надо было перестирать все зимние вещи и убрать их до следующего сезона. Я полезла смотреть отправленные ответы Валентины в олимпиаде и увидела там ответ "12". Я пошла смотреть задачу, думая, вдруг там спрашивалось не про количество варежек, а, например, количество пар. Я прочла условие, и оно слово в слово напомнило мне то, что накануне, на качелях, сообщила мне Валентина. Тогда я скопировала задачу и через телефон отправила описание Константину. В глубине души я считала, что если ты нашел ошибку и разобрался в ней досконально, значит, ты не ошибся - ты научился. К этому я и стремилась.

Тем временем Константин ехал на электричке на работу. Он прочел условие и выслал ответ.
- 12, - написал он.

Но как раз в этот момент я что-то начала понимать, к тому же Валентина рядом сказала, что задача начинается с определения пары варежек как двух варежек, состоящих из левой и правой варежек.

- Бинго! - подумала я и улыбнулась Валентине.

- Я поняла! - тут же как-то сама по себе сообразила Валентина.

- 14, - тут же прислал сообщение Константин и попросил прощения, что в прошлом сообщении ошибся, потому что "левые" варежки пару не составят.

Действительно,
В 10-ый раз у нас в худшем случае вытаскивается последняя синяя варежка,
в 11-ый раз мы вытаскиваем левую красную варежку,
в 12-ый раз мы вытаскиваем вторую левую варежку,
в 13-ый раз мы вытаскиваем третью (последнюю!) левую красную варежку
и, наконец, в 14-ый раз мы вытаскиваем первую правую красную варежку, которая тут же образует пару красных варежек.

А если так, то, получается, ошибки тоже способны на значительное: они могут объединять, связывать и порождать что-то новое - единый порыв нескольких душ докопаться до собственной правды.

Мы с Валентиной посмотрели друг на друга и уже смеялись, в голос! Мы не видели Константина в этот момент, но мне кажется, он тоже улыбался. 😀

*Олимпиада проходит для 1-4 классов с 20 до 31 марта 2017 года на базе http://uchi.ru.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Благодарим вас за мнение, высказанное в доброжелательной форме.