пятница, 3 марта 2017 г.

Когда у мамы хоумскулера опускаются руки

Валентина и ее гравюра, выполненная из песка

Гравюра из песка

Когда ты обучаешь своего ребенка дома без школы и какая-то тема "не идет", то порой опускаются руки. В таких случаях я, обучая свою первоклашку, ощущала бессилие и раздражение, а меня одолевали вопросы вроде "А почему это происходит?" или "Почему дочь никак не поймет?", иногда проскальзывало опасение из разряда "Я никогда не смогу это объяснить". Но я-то сама эту тему понимала, а это вселяло надежду. Конечно, все можно преодолеть. Но как?

Прежде всего важно разобраться в том, что именно не понимает ребенок. Он не понимает "алгоритма" (правила) или знает его, но не может правильно применить? (Мы сами столкнулись с обоими вариантами).

Со вторым - не может корректно применить правило - проще: надо спокойно объяснить на других примерах. Но сначала важно убедиться, что ребенок выучил правило и что он правильно его понимает. А с этим - первым случаем - интереснее. Это уже креативная задача для мамы - придется поискать другой алгоритм (правило).

На первый взгляд это может показаться невозможным. Например, есть правило "жи-ши пиши с буквой И". Но это вполне реально во многих других случаях. Например, ребенку не удается верно поставить ударение в слове. Правило поднести ладошку ко рту и послушать, на каком слоге воздух выходит сильнее, замечательное, но мой ребенок не чувствовал разницы в силе выдохов. Тогда мы нашли другой способ определить ударение в слове - выкрикивали слово, словно потеряли его в дремучем лесу. "Шкааааф-чик!" - кричали мы по очереди в квартире до тех пор, пока не находили ударение. Так мы выяснили опытным путем: какая гласная тянется, та и ударная. Новое правило нам помогло.

Этот подход действенный, алгоритмичный (пробуй - и что-то сработает), но есть и другая сторона вопроса - моральная, психологическая, душевная, если хотите. Когда долго объясняешь, а ребенок не понимает, то опускаются руки. Невольно представляешь, сколько всего можно было бы сделать за это время: и дел тебе сделать, и новых тем пройти. От этих мыслей портится настроение. Подход выше был конструктивный и про то, что делать. А дальше будет про душу.

Кроме конструктива выше, мне также помогло другое - изменить свое отношение к таким кажущимся "тупиковыми" ситуациям и всему обучению, которое затрагивает меня. Новый подход гласил: когда мы учимся вместе, это не только про передачу знаний, получение информации и сдачу аттестаций, это еще и про душевный контакт одного человека с другим.

Наше совместное обучение - это в первую очередь мои отношения с этим конкретным ребенком, и его обучение мною - еще один шанс наши с ним отношения укрепить и углубить.

Мое обучение - это еще один способ сесть вместе и заняться общим делом. Это еще одна возможность мне придумать что-то новенькое, что может помочь моему ребенку понять тему. Это еще одна наша встреча, и она не должна выматывать меня, нервировать нас обоих, злить кого-то из нас. Тем более никто из нас не должен проявлять неуважения к другому, если один никак не понимает второго, а второй никак не подберет нужных слов, чтобы донести понимание до первого.

Не все сразу, конечно, но если в отношениях есть уважение, готовность ученика доверять и слушать маму, то это отличный старт, чтобы все получилось. На крайний случай можно прибегнуть к помощи третьего лица - папы, бабушки, тети, репетитора, в конце концов. Но сначала, на мой взгляд, имеет смысл попробовать "победить" тему самим, вместе, вдвоем. Многие темы поддадутся.

Валентина держит в руках мыльный пузырь! Ура, получилось!

На сегодняшний день мы сдали первый класс, не посещая школу. Все возникшие вопросы нам удалось разрешить самостоятельно. Но это не всегда было просто, как может показаться. Иной раз было совсем нелегко. Но получилось - потихонечку, применяя разные действенные подходы, которые в избытке вам предложит Интернет, если сформулировать ему запрос типа "Как объяснить ребенку...", "Что такое...", "Ребенок не понимает ..." Также сайт interneturok.ru вам в помощь: часто в уроках он предлагает несколько "алгоритмов", и тогда вы можете выбрать наиболее подходящий вашему ребенку.

Наконец, я напоминаю себе: отношения с ребенком важнее любой оценки. Оценки часто можно повысить, а вот вернуть теплоту в отношения будет куда сложнее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Благодарим вас за мнение, высказанное в доброжелательной форме.