среда, 9 ноября 2016 г.

Как мы готовились и сдали русский язык за первый класс в экстерн-офисе Битнера



Подготовку к предмету мы начали 24 августа, а сдали - 7 ноября (письмо о сдаче получили 8 ноября, рекордный срок проверки!). С учетом трех недельных перерывов на каникулы получается, что готовились мы около двух месяцев примерно по часу в каждый будний день. При этом с весны этого года дочка начала писать прописи, которые всегда писались параллельно - каждый будний день дочка выполняла определенный объем прописей. Прописи были отдельной историей, животрепещущей и для нас достаточно поучительной. Сначала о ней, потом о подготовке. Будет очень много букв, для этого следует пройти по ссылке далее.


НАША ИСТОРИЯ ПРО ПРОПИСИ
Мы начали писать прописи с этого года, то есть после дочкиных 7 лет. Хоть она была уже большая, крючки и завитушки у дочки долго не получались и она злилась. Мы договорились об определенном небольшом объеме прописей, которые ей надо писать ежедневно по будним дням, и я терпеливо ждала, что будет дальше. Через несколько месяцев прописей я заметила, что буквы стали УЗНАВАЕМЫМИ. Помню, я так радовалась. Тогда я впервые поверила, что, да, дочка СМОЖЕТ однажды начать писать так, чтобы ее понял учитель. Наконец появились проблески, и мне стало спокойнее.

Дочка продолжала писать прописи. Мы написали малюсенький диктант из двух простейших предложений, которые предлагали нам прописи (авторов Узоровой и Нефёдовой). Посмотрев тот диктант, я чуть не подпрыгнула: ни единой ошибки! Да, дочка писала медленно, вспоминая букву и соединения, но не сделала ни одной ошибки. И что даже важнее: мне был понятен текст! А значит, его понял бы учитель. А значит, однажды мы действительно сдадим русский язык диктантом. (Диктант был моим самым большим вопросом еще при оформлении договора со школой).

Дочка продолжила писать прописи. Когда начинали, она писала полстраницы прописей в день. Так весна сменилась летом, а лето - осенью. В октябре стало понятно, что если мы продолжим писать прописи в том же темпе, то дочка изучит буквы только к марту 2017 года, а у нас сдача русского языка по графику крайняя дата - февраль 2017 года. Мы перешли с дочкой на другой объем прописей: сначала на страницу в день, затем на две страницы в день. Это нужно было делать ежедневно по будним дням, с возможным выходным по четвергам, когда мы особенно долго отсутствуем дома. А в скором времени я услышала от ребенка удивительное: "Мам, я теперь ЛЮБЛЮ писать прописи! Мне теперь РАДОСТНО их писать. Мне теперь легко - взял да написал". И к этой истории-эпопее про прописи мы впоследствии прибегали не раз: когда сначала что-то дается сложно-сложно, но ты делаешь, и вот тебе уже легко дается, а тут и нравиться начинает, ведь делать-то просто.



ПОДГОТОВКА ПО ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ ВОПРОСАМ ЭКСТЕРН-ОФИСА
Подготовка к русскому языку дала лично мне больше озарений и открытий, чем подготовка к математике и окружающему миру, которые мы сдали до этого. Во-первых, я явно столкнулась с удивительным явлением - как объяснить ребенку то, что для тебя очевидно, а он никак не понимает. Для нас это было, например, ударение. Вслух ребенок говорит верно, но как понадобилось ставить ударение - ступор, непонимание, ошибочные ответы. В результате я нашла разные способы научить ребенка ставить ударение (http://miuchimsyadoma.blogspot.ru/2016/07/blog-post_3.html), мы занимались каждым, и уже к сдаче экзамена дочка настолько точно ставила всюду ударение, что уже трудно было поверить, что однажды я чувствовала себя беспомощной при прохождении этой темы.

Во-вторых, сбило с толку разбиение на слоги. В разных источниках я нашла разное указание на то, как разбиваются сдвоенные согласные. Каждый источник бил себя в грудь, что это делается именно так, как сказано у него. Слегка удивило, когда источник, которого я придерживалась ("сдвоенные согласные разбиваются"), оказался в противоречии с материалами Битнера. Слово "Евразия" Битнер предлагает разбивать на слоги так: "Ев-ра-зи-я", а мой источник учил так: "Е-вра-зи-я".

Эта подготовка понравилась мне особенно творческими занятиями, которые у нас рождались в процессе. Скажем, про имя собственное мы писали сказку (дочка придумала свое объяснение тому, зачем эти имена надо писать с большой буквы). Буквы Ш и Щ дочка путала, и здесь уже я придумывала и писала сказку для нее, чтобы помочь ей их различать и это различие запомнить.

Разбирая теорию по экзаменационным вопросам Битнера, мне понравилось снабжать их интересными или просто разными упражнениями, которые я находила в Интернете или составляла самостоятельно. Мне понравилось, что сначала мы изучаем теорию, а потом "играем" в нее столько, сколько захочется. Раз так придумав, далее я придерживалась этой схемы: берется теория, берется куча заданий на отработку. При этом смотрела по ребенку: как только он начинал скучать, я тут же закруглялась с занятием. Потому что основная цель была - закрепить знания, но никак не отбить охоту. Помню, пару раз я не угадала с упражнениями, и мы тогда просто убрали их, занялись чем-то другим. Но были и другие случаи, особенно в дни, когда мы водили младшего на занятия: тогда дочка, только мы заходили в раздевалку, спрашивала, распечатала ли я ей что-нибудь, что она могла бы "порешать". :-)

Неожиданными оказались сложности с определением существительного. Настоящая засада! Мы сразу выяснили, что дочке ближе глагол, что она сама как глагол (ее слова). Ей было понятно про прилагательное, которое является признаком. Это тоже нашло понимание. Но с определением существительного творилось что-то непонятное. Под существительное ребенок мог загрести наречие. Вариант задавать вопрос "кто?" и "что?" (а так звучит задание в экстерн-офисе) ввело в ступор и меня тоже. Скажем, предложение "Снежинки падают с неба". Что? Снежинки. Это отлично. Но как быть с небом? Когда я задаю вопрос, то он "снежинки падают откуда?" Решили искать все варианты вопросом "с кого? с чего? на ком? на чем?", в общем, все падежные вопросы (http://miuchimsyadoma.blogspot.ru/2016/09/blog-post_28.html). Так нам порекомендовал куратор, которого мы привлекли себе на помощь. Но помог нам не только этот совет: я вспомнила, как разбирали предложение мы в школе, и стала объяснять, как это делается. (http://miuchimsyadoma.blogspot.ru/2016/09/blog-post_27.html) Если кратко, то мы искали подлежащее и сказуемое, уже от них задавали вопросы и находили существительные или прилагательные. Это у нас заработало: получив алгоритм, дочка стала реже ошибаться и в принципе поняла, что от нее требуется. Мы много тренировались с разбором, придумывая предложения друг другу.



Конечно, все равно дочка допускала ошибки с определением именно существительного. Несмотря на то, что мы многое разобрали, какое-то недопонимание у нее оставалось, что я даже махнула рукой и сказала, мол, не страшно, в старших классах понимание придет. И позже дочка сама сформулировала для себя правило, которое помогало ей с определением существительных. Она сказала так: "Существительное - это то, что можно потрогать". Я возразила, что не все существительные можно потрогать. Например, как потрогать народ или Солнце? На что она ответила: "Их можно потрогать, изобразив на картине. Но ты никогда не потрогаешь ВСТАЕТ или КРАСИВАЯ". И она права, и это правило ей помогло на экзамене верно выявить все существительные. ;-)

А вот в фонетике я ожидала сюрпризы. Но их не оказалось, потому что, пока я искала доступный материал про буквы и звуки, мне удалось найти книжку, которая в доступнейшей форме все объясняла. Книжка оказалась такой классной - в форме сказки, с заданиями, ненавязчиво, не скучно, а увлекательно. Даже сейчас вспоминаю ее с радостью. Мы к ней еще обязательно вернемся, когда нужно будет фонетически разбирать слова (нам в первом классе это не понадобилось). Про книжку и ссылку на скачивание есть тут http://miuchimsyadoma.blogspot.ru/2016/10/blog-post.html.

Вообще русский язык позволил нам вдоволь поиграть в него. Мы придумывали друг другу задания, иногда очень удачные. Мы ловили преступников, которые за одной буквой прятали два звука (http://miuchimsyadoma.blogspot.ru/2016/10/blog-post_5.html). Мы превратили словарные слова в цветные карточки, которые повторяли друг другу по слогам, проверяя, как мы запомнили их (ссылка на скачивание таблицы с словарными словами - http://miuchimsyadoma.blogspot.ru/2016/10/blog-post_16.html).



К нам даже Космические Рыцари прилетали (http://miuchimsyadoma.blogspot.ru/2016/10/blog-post_31.html), чтобы мы помогли им с безударной буквой в корне (эта тема дочке показалась скучной, и я проверяла, можно ли сделать тему веселой; оказалось, что можно). Мы брали любой текст (хоть из детской книжки) и пытались сделать с ним все, что умеем на данный момент: считали количество предложений в тексте, разбивали слова из текста по слогам, по слогам для переноса, искали в тексте имена собственные, искали в тексте существительные, прилагательные и глаголы, искали ударный слог в словах или выписывали из слова все гласные и согласные буквы. Все, что можно делать устно, делали устно, так как дочка совершенно не любит писать (если это не ее собственная потребность).



Под конец моя фантазия стала иссякать, при этом мне стало интересно, не упускаем ли мы чего-нибудь важного, так как не занимаемся по учебнику. Я взяла несколько, выбрала из них самые, на мой взгляд, интересные задания, распечатала, дочка все выполнила верно, и я поняла, что ничего мы не упускаем. А к этому моменту дочка закончила писать прописи, которые писала уже несколько месяцев (толстая такая тетрадка). И теперь мы могли попробовать свои силы в сдаче реального экзамена, ведь теоретически мы были к нему готовы.

Сначала дочка написала "пробный" экзамен: я взяла вопросы, которые давались как пример экзамена. Дочка написала сносно: много ошибок, но количество правильных ответов позволяло получить Зачет. Мы обсудили, в чем возникли вопросы. Вечером того же дня дочка написала итоговый тест за компьютером, и уже здесь ошибок не было вообще! Это очень обрадовало. Поэтому на следующий день, 7 ноября, мы решили писать настоящий экзамен. А если уж будет много ошибок, то отменить его. Но на экзамене вопросы попались проще, чем в предыдущий день (по моему субъективному мнению). Ошибок орфографических не было, но было несколько описок. Я внимательно посмотрела ответы, увидела правильные, только после этого сфотографировала ответы и отправила в офис (в два предыдущих экзамена я отправляла то, что было, отменять ничего не планировала, каковы бы ни были результаты). А 8-го ноября уже пришел ответ по экзамену: Вы сдали экзамен по предмету Русский язык 1 класс.

Что удивило меня саму в подготовке к русскому языку?

1. Сначала я очень жалела, что мы так поздно начали писать прописи.
Помня наши результаты первых месяцев, я считала, что, дай Бог, через год мы сможем сдать русский язык (два предыдущих предмета ребенок сдавал печатными буквами). Но нам хватило месяцев 9, чтобы буквы стали узнаваемыми. Теперь считаю, что мы начали не рано, а в самый раз :-) Мы начали писать прописи примерно в то же время, что оформили договор со школой, то есть в марте.

2. Раньше (по математике, окружающему миру) я воспринимала тренажер на сайте экстерн-офиса как... проверку себя и того, как ты усвоил материал. В этот раз мы столкнулись с тем, что дочка наотрез не захотела выполнять со мной задания типа "Запиши под диктовку". И я усадила ее за ноутбук, где она С РАДОСТЬЮ делала те же самые задания, но когда ей диктовал Битнер! Вот ведь! То есть занятия за тренажером она воспринимала как часть игры, а не скучную тягомотину. Я этим стала активнее пользоваться - чтобы отработка тем шла через тренажер, не только через меня.

3. Я в этот раз сделала для себя открытие. Наверно, все про это знают, но я не знала))) Оказывается, не обязательно выполнять все задания (вопросы) по главам, надо только тесты по главам писать и итоговый над главами)) Мы раньше не знали и заполняли все-все-все вопросы ответами)))) А в этот раз пропускали те главы, что отработали хорошо и что совсем скучно было заполнять.

4. Я полагала, что раз уж мы разбираем все экзаменационные вопросы подряд, то, пока не напишем все предложенные в экзаменационных вопросах диктанты, к экзамену не приступим. Но когда подошли к диктантам, стало понятным, что только месяц у нас уйдет, чтобы более-менее отработать их все. Стало интересно, а что если считать, что теории и выполненных практических заданий достаточно, чтобы написать диктант на Зачет? Это подтвердилось, к нашей большой радости.

Пожалуй, по русскому языку всё. Приступаем к чтению!)

2 комментария:

  1. очень интересно, спасибо за ссылку на книгу Цветковой! У меня сын-первоклашка сдается в ЦОДИВ, даже не знаю, как подойти к звукам :) а такое сказочное мы любим.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, приятно познакомиться! Была на вашем блоге - очень уютно :-) Рада, что нашлись наши ровесники-единомышленники :-)

      Книжка чудесная. С помощью нее мы в тему звуков буквально влетеле :-) причем счастливо, без потрясений, гладко, мягко. :-) Пусть и у вас так будет!

      Удалить

Благодарим вас за мнение, высказанное в доброжелательной форме.