понедельник, 19 сентября 2016 г.

Рус.язык. Одушевленные и неодушевленные существительные (продолжение)


Одушевленные и неодушевленные существительные (продолжение)

ЗАДАНИЕ:
Объясни, почему данные существительные одушевленные (О) или неодушевленные (Н):

Мичман (О)      Ветеран (О)         Трамвай (Н)
Гирлянда (Н)    Дуб (Н)             Шофер (О)
Плакат (Н)      Аппарат (Н)         Ровесник (О)
Катер (Н)       Почтальон (О)       Диспетчер (О)
Пиджак (Н)      Клоун (О)           Медведь (О)
Гроза (Н)       Сестра (О)          Мороз (Н)
Петух (О)       Юноша (О)           Ромашка (Н)
Народ (Н)       Ворона (О)          Метель (Н)


ЗАДАНИЕ:
Найди строчку или строчки с одушевлёнными существительными:

Трамвай, троллейбус, автобус, лестница, коридор, парашют;

пассажир, дирижёр, астронавт, священник;

ласточка, стриж, заяц, козёл, медведь;

тюльпан, нарцисс, подснежник, берёза, ромашка;

гроза, молния, ветер.

ПОДСКАЗКА:
Одушевлённые имена существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО?;
неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения и явления неживой природы и отвечают на вопрос ЧТО?

ЗАДАНИЕ (пусть ребенок подумает, порассуждает, а затем только сообщить ему ответ, ответ дается после задания):
К какому разряду существительных (одушевлённым или неодушевленным) относятся

имена героев русских волшебных сказок (Баба-Яга, Кащей Бессмертный)?
названия фигур в шашках, шахматах (дамка, пешка; конь, ферзь)?
наименования объектов религиозного культа (Бог, ангел, святой и др.; домовой, водяной, леший)
наименования микроорганизмов в профессиональной речи (инфузория–туфелька, микроб)
обозначения (характеристики) людей через названия предметов (тряпка, тюфяк и др.)

(Во всех случаях речь идёт об одушевлённых предметах).




ЗАДАНИЕ:
Найдите в стихотворении все имена существительные. Выпишите их и определите – одушевленные они или нет. Обратите внимание, что автор стихотворения "одушевляет" явления и предметы неживой природы, которые в разговорной речи являются неодушевленными!

* * *
Нашумелись,
Наплясались,
Нарезвились,
Наигрались.

И подкралась
Тишина,
Тихо села
У окна.

Ветерок
Листвы не тронет,
Под кустом
Улёгся он.

Колокольчик
В дрёму клонит,
Одуванчик
Видит сон.

Сон пушистый
Не спугните
Невзначай.
Доброй ночи.
Доброй ночи.
Спите, дети,
Баю–бай.

О. Дриз


ЗАДАНИЕ:
Какое слово в каждой строчке – лишнее:

школьник, директор, птица, учитель, доска, биолог;
мастерская, топор, станок, слесарь, молоток, отвёртка;
леший, растение, русалка, ангел;
водяной, водитель, водовоз;
снегоход, снег, Снегурочка, подснежник.

ИТОГИ по теме:
Одушевлённые существительные служат наименованиями живых существ.
К неодушевлённым относятся существительные:
Обозначающие предметы неживой природы: камень, горы, радуга, снег, почва, море, небо.
Названия деревьев и растений: тополь, сосна, ель, ромашка, одуванчики (наука о природе относит их к живым организмам!).
Обозначающие совокупность живых существ: народ, стая, войско, толпа, батальон, полк.
Названия небесных светил: Марс, Юпитер, Сатурн, Уран.
Названия рыбных блюд: шпроты, кильки.
Собирательные существительные: студенчество, человечество, молодежь, профессура (не имеют грамматического показателя одушевлённости).



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Благодарим вас за мнение, высказанное в доброжелательной форме.