среда, 25 мая 2016 г.

Как объяснить смысл жизни первоклашке


Валентина проснулась в 3 утра и не хотела спать. У нее появился насморк, который мешал ей спать. Мы вместе попили воды, поговорили. Я включила ей свет в детской, и мы договорились: она может читать так долго, как захочет (она была счастлива этому!). Но я предупредила, что вскоре ей захочется спать, тогда пусть выключит свет и просто полежит, сон к ней придет. Так и вышло. Сегодня утром Валентина была простывшей, но выспавшейся. Не совсем понятно, где она простыла и как надолго это продлится. При этом все утро мы провели в большой родительской постели - я, Валентина и Всеволод. Тогда я решила: подробнее расскажу ей про то, о чем она на днях меня спросила. И не урок, и полезно будет. А спросила она меня на днях о смысле жизни.

Недавно в сети я прочла страшную информацию - про действующие в прошлом на территории Белоруссии детские концентрационные лагеря. Это было ужасно, и я не смогла с лица скрыть тот кошмар, о котором только что прочла. Валентина заметила это и спросила, что у меня случилось. Я кратко рассказала ей, сделав упор на том, что никто не в праве отнимать жизнь у другого человека. И тогда она задала этот вопрос: "Мам, а в чем смысл жизни? Чтобы родить детей, которые родят своих детей? Или в чем?"

Я взяла лист А4 и сначала предложила самой Валентине сформулировать, как ей кажется, в чем смысл. Она долго думала и придумала: чтобы приносить пользу. Тогда я предложила ей еще пять основых смыслов жизни, которые сформулировали в прошлом различные философские течения (направления). Описывая каждый пункт, мы придумывали тех людей, которые, как нам кажется, в качестве своего смысла имеют как раз такой. Например, наша бабушка Ирина сажает и разводит цветы, а значит, мир благодаря ней становится лучше (она делится семенами, цветами и советами с близкими, друзьями, знакомыми людьми). Таким же положительным примером для Валентины является Максим Чечнев, который снимает и выкладывает в свободный доступ на youtube информацию о сборке кубика Рубика и других головоломок. Благодаря нему еще больше людей увлечется головоломками и получит больше удовольствия от жизни, станет радостнее (и мир станет чуточку лучше! ;-) . А писатели выбирают стать писателями, посвящают себя этому делу, совершенствуются в нем, в этом их смысл. И так далее, и другие примеры.

Мы также обсудили, что жить без какого-либо смысла сложно, что смысл должен быть и что это нормально, когда в течение жизни смысл меняется. Ведь сначала для нас важным может быть одно, а затем на первое место выступит другое. Главное, чтобы смысл был, какой-нибудь, что дает силы.

На сегодняшний день "выделяют" (условно) пять "основных" смыслов жизни :-)
1. Просто жить.
2. Жить, получая удовольствие и радость от жизни.
3. Найти свой путь и совершенствоваться в рамках него.
4. Оставить после себя мир чуточку лучше, чем он был до нас.
5. Оставить после себя след (любой, главное, чтобы люди помнили о нас).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Благодарим вас за мнение, высказанное в доброжелательной форме.